Norway-way: путешествие автостопом в Норвегию

admin / Май.26.2015. / 1 комментарий

В 2007 году, когда я была молодой и бедной, мне с моей сестрой посчастливилось совершить путешествие автостопом по Скандинавии. Путешествие было чудесным: за три недели нам удалось не только прочувствовать на себе национальные отличия и психологию жителей Финляндии, Швеции и Норвегии. Нет, это было еще лучше: мы ощутили себя вольными средневековыми бродягами-вагантами, которые странствуют между городами и не знают точно, где переночуют в следующий раз.

Пронзительная Норвегия

Пронзительная Норвегия

Конечно, в какой-то степени это справедливо для любых путешествий автостопом, но это было особенным.

В этой статье я передаю личный опыт путешествий автостопом по северной Европе. Статья будет полезна как автостопщикам (для них  расскажу о специфике автостопа в Европе), так и просто любителям Скандинавии.

Друзья, я заранее прошу прощения за качество фотографий, но нужно понимать, что в 2007 году, путешествуя автостопом, если мы на что-то и могли снимать, то только на сомнительную мыльницу.

Маршрут

В это путешествие мы отправились в августе 2007 года. Нас было три девушки, и на протяжении всего пути мы не разделялись. В итоге за 3 недели мы преодолели 7500 км, вот опорные точки нашего маршрута:

Маршрут путешествия: ок. 7500 км, 21 день

Маршрут путешествия: ок. 7500 км, 21 день

  1. СПб
  2. Хельсинки
  3. Оулу
  4. Лулео
  5. Умео
  6. Стокгольм
  7. Карлстад
  8. Осло
  9. Берген
  10. Тронхейм
  11. Тромсё
  12. Хаммерфест
  13. Инари
  14. Мурманск
  15. СПб

«Фишка» путешествия

В те времена у нас с сестренкой не было денег от слова «совсем», и мы решили поставить некий эксперимент. Тогда мы увлекались street-перфомансом, и решили попробовать зарабатывать в путешествии на спонтанных представлениях, которые собирались давать на улицах крупных городов. Забегая вперед, скажу, что эксперимент был удачным, но обо всем по порядку.

В нашем распоряжении был небогатый реквизит: костюмы, стилизованные под средневековых бродячих артистов-жонглеров, флаги, ленты и мячики, которыми мы жонглировали. Картину завершал небольшой барабан-перкуссия, доставшийся нам с сестрой по наследству от первого состава группы «Аквариум».

Бюджет и экипировка

Атмосфера, за которой мы поехали в Норвегию

Атмосфера, за которой мы поехали в Норвегию

Помимо перечисленного выше реквизита для представлений, экипировка была стандартной туристической. Нужно отметить, что в путь отправлялись три хрупких девушки, так что много еды и запасных вещей взять не удалось, в начале пути рюкзаки и так весили по 20кг.

Начальный бюджет для путешествия составлял порядка 100 евро на человека. Кроме того, в Питере была заблаговременно закуплена нехитрая походная еда (тушенка, макароны, овсянка со сгущенкой и прочие радости туриста). Еда на 3 недели обошлась нам приблизительно в 3.000 рублей. Так что стартовый бюджет поездки составлял по 1.000 руб. и 100 евро на человека из расчета длительности путешествия в 20 дней.

Конечно, это немного, но чего только не сделаешь, если молод, влюблен в дикую северную природу и бредишь путешествиями. :))

Заработки

Представления удавалось устраивать каждые несколько дней,  когда мы оказывались в крупных городах. В совсем крупных городах, таких как Стокгольм и Осло, мы задерживались даже на два дня и два вечера подряд давали представления. В среднем за вечер удавалось заработать 20-50 евро: этого хватало на музеи, еду в фастфуде и на общественный транспорт в городах.

Наши представления на улицах скандинавских городов выглядели примерно так.

Давали представление на улицах Осло совместно с местным музыкантом

Давали представление на улицах Осло совместно с местным музыкантом

Питание и ночевки

Стандартная полевая кухня туриста-автостопщика

Стандартная полевая кухня туриста-автостопщика

Чаще всего мы готовили нашу типично походную еду на небольшой газовой горелке, реже – на кострах. Иногда оказывалось удобнее поесть на заправке (сэндвич с чаем) или в макдональдсе (в крупных городах). Но поскольку мы были ограничены в бюджете, чаще всего приходилось питаться тем, что мы готовили сами: гречей с тушенкой, супчиками с макаронами и кашами со сгущенкой.

С ночевками дело обстояло сложнее: за пределами городов мы без проблем ставили палатку невдалеке от трассы. А вот в городах, где нам приходилось иногда задерживаться на 2-3 дня, приходилось искать относительно глухие места в городских парках и ставить палатку там.

Кроме того, несколько раз нас приглашали переночевать у себя водители, которые нас подбрасывали. В этих случаях мы с благодарностью соглашались, не в силах устоять перед перспективой выспаться в тепле и принять душ – и ни разу не жалели о принятых приглашениях, нам попадались очень хорошие люди.

В одном случае мы даже ночевали в чужом дворе! Нам пришлось долго стоять на дороге недалеко от одного загородного домика. Шел дождь, темнело. В конце концов из домика вышла пожилая норвежская леди (лет 80 с чем-то). Старушка застенчиво пояснила нам, что она живет совсем одна, и боится впускать к себе в дом трех чужих людей. Но она позволила нам поставить палатку у нее во дворе, брать воду у нее на участке, а с утра разрешила воспользоваться кухней и душем. В общем. Пожилая леди, спасибо тебе!

А вот немного нордической красоты:

Моя сестра потрошит свежевыловленную рыбу на одной из стоянок

Моя сестра потрошит свежевыловленную рыбу на одной из стоянок

История 1. О ночевках в королевских условиях.

Когда мы приехали в Осло, было уже около 10 вечера, стемнело, еще несколько часов назад зарядил унылый достаточно сильный дождь.

Мы не знали, где будем ночевать, поэтому поступили так, как делали всегда: открыли карту города, нашли на ней самый большой зеленый участок и предположили, что это городской парк, и уж конечно, там найдется укромный уголок для палатки.

Под дождем мы отправились в этот парк, долго бродили в темноте по каким-то аллеям и никак не могли найти места под палатку. В итоге, отчаявшись, мы поставили палатку на холме, на гравиевой площадке, окруженной невысокими кустами.

Каково же было наше удивление, когда на следующее утро мы проснулись, выглянули наружу… И обнаружили, что мы находимся в 300 мтрах от Королевского Дворца, а палатку поставили посередине смотровой площадки с видом на парк и этот дворец.

В тот раз нас спасло, что все еще шел дождь, и на нас не натыкались толпы удивленных туристов. Что тут скажешь, друзья? Ищите места для палатки тщательнее!

Плюсы и минусы автостопа в Европе

К плюсам автостопа в Европе, безусловно, можно отнести безопасность. Думаю, даже одинокая девушка может перемещаться автостопом по Европе, и ее вряд ли ожидают какие-то неприятности. Европейцы меньше опасаются друг друга – например, нас часто подвозили женщины, в России это скорее исключение из правил. Кроме того, уровень преступлений в Европе в разы меньше, чем в России, думаю, это много о чем говорит.

Кроме того, как показывает практика, в Европе можно ездить «толпой»: в России у трех автостопщиков немного шансов перемещаться, не разделяясь, а в Европе это не было проблемой.

Скучаю где-то у дороги, знакомлюсь с местной кошкой

Скучаю где-то у дороги, знакомлюсь с местной кошкой

Минусом является скорость. Во-первых, большие потоки машин в Европе перемещаются по скоростным шоссе – хайвеям, пешеходам на них находится запрещено. Соответственно, будьте готовы к тому, что вам придется пробираться боковыми шоссе, на которых будет не такое оживленное движение. Кроме того, в Европе не так много дальнобойщиков, как в России, а те которые есть, редко подбирают попутчиков, отчасти потому что европейские дальнобойщики часто ездят парами. Соответственно, вероятнее всего, вам придется долго голосовать, и машины будут подвозить вас на более короткое расстояние, чем в России.

Также стоит сказать о менталитете европейцев: что же они понимают под понятием автостоп? В Европе на автостопщиков смотрят скорее как на спортсменов-туристов, а не как на бродяг. В России водители часто останавливаются и подбирают попутчиков из сочувствия (ведь на улице так темно, холодно, идет дождь). В Европе же никто не будет вас активно жалеть, даже если вы стоите на обочине уже третий час под проливным дождем. С другой стороны, если вас все же подобрали, на вас не будут смотреть свысока и с жалостью, как это периодически случается в России.

 

История 2. О приоритетах шведов.

Где-то в Швеции мы однажды надолго застряли на дороге. Был погожий еще по-летнему теплый вечер, опускались сумерки. Шел третий час, как мы стояли в ожидании на обочине пустого деревенского шоссе.

Машин было мало, и никто не останавливался. А мы за эти 2,5 часа уже так обозлились, что хотели уехать хоть куда-нибудь.

Была моя очередь голосовать, и тут – о чудо! – машина притормозила возле нас, и я, нацепив свою самую дружелюбную улыбку, устремилась к водителю, пожилому шведу.

Короче, подобрать он нас не смог, хотя нам было по пути. Он специально остановился, чтобы извинился, что не может нас подобрать. А не может, потому что – внимание, барабанная дробь! – у него на переднем сидении едет такса, и троим девушкам не хватит места в салоне, а такса вряд ли захочет ехать на коленях следующие 100 км.

Такса. Которую нельзя подвинуть. И водитель специально притормозил, чтобы попросить за это прощения и объясниться. Нет, в чем-то мне точно не понять шведов.

Скандинавы

Добрый норвежец Курт

Добрый норвежец Курт

Конечно, нордический склад характера дает о себе знать: все скандинавы с той или иной степени похожи между собой. Это добродушные и невозмутимые люди. Они живут спокойно и размеренно, не против выпивки (развлечений в мелких норвежских городках не так уж много), хорошо относятся к русским. В общем и целом, это добрые и отзывчивые люди. Правда, не все из них хорошо говорят по-английски, поэтому иногда возникает языковой барьер. Но даже не говорящие по-английски люди иногда нас подбирали: не для компании, а просто из желания помочь.

На этой фотографии – Курт. Он подобрал нас в городишке Му-и-Рана, находящемся в 19 км от Полярного Круга. Мы держали путь на север, намереваясь провести пару дней вдали от дорог, на берегу какого-нибудь живописного фьорда.

Курту было с нами по пути: он ехал на выходные за город на рыбалку. В итоге мы не только расположились одним лагерем, поставив палатки по соседству, Курт к тому же угощал нас рыбой, катал на лодке и играл нам на гитаре. В общем, славный парень Курт. 🙂

История 3. О притяжении бродяг.

Есть такой замечательный человек по имени Гиля. Она художник, и бОльшую часть жизни она путешествует по миру, ища вдохновения в разных местах.

Как раз в то время, когда мы вчетвером с Куртом направлялись по глухой проселочной дороге в сторону диких фьордов, наша подруга Надя начала вспоминать Гилю, ведь вроде бы, она тоже собиралась провести лето где-то в Скандинавии.

Прошло минут пять, Надя сидит в салоне машины сзади, смотрит в окно. И вдруг она приходит в ужасающее волнение и начинает возбужденно визжать и кричать по-русски: «Остановите машину, остановите немедленно!»

Мы с сестрой ничего не понимаем, пытаемся перекричать Надю и выяснить, в чем дело. Бедный Курт ужасно перепугался: он быстро затормозил машину, оторвал руки от руля и начал повторять «Keep calm, keep calm!». Уж не знаю, что подумал бедолага: что мы собираемся его ограбить, или что мы просто сошли с ума.

Мы наконец выяснили, почему Надя пришла в такое волнение: оказывается, мы проехали одинокую фигурку, бредущую по дороге… И это была именно Гиля, о которой мы говорили!

Гиля в день нашей встречи

Знакомьтесь: Гиля в день нашей встречи

Друзья! Скандинавия огромна, и каков шанс встретить в ней человека на проселочной дороге, через пять минут после того, как говорил о нем?

В общем, мысли материальны, и это здорово! А с Гилей мы провели отличные выходные на фьордах.

Работа над ошибками

Когда мы выезжали в начале августа из Питера, и стояла жара, мы как-то не задумывались о суровом скандинавском климате. А ведь в середине сентября на севере Норвегии может уже выпадать снег! В общем, если кто-то соберется повторять наш путь, не совершайте моих ошибок – запаситесь лекарствами и теплыми вещами!

Я этого не сделала, и где-то в середине пути мне не повезло заболеть. В итоге часть поездки я страдала от температуры, отсутствия голоса и слабости. А ведь приходилось таскать тяжелый рюкзак, много ходить пешком и болтать с водителями! Всего этого можно было бы избежать, запасись я парой лишних свитеров и аптечкой.

Кроме того, рассчитывая сроки поездки, стоит учесть, что быстро передвигаться не получится: больше 300-500 км в день проезжать не получится.

История 4. Стоя на краю Земли

Хаммерфест- совсем маленький городок, там живет меньше 10 000 человек. Он вытянут вдоль фьорда, с одной стороны море, с другой поднимаются горы, а посередине шоссе с домиками вдоль него. Нас привезли туда вечером, часов в 10, два дальнобойщика. У них были дела в городе, и они высадили нас на заправке на въезде в город, вот этой:

Заправка в Хаммерфесте

Заправка в Хаммерфесте

На фотографии рядом с медведем виден стол со скамейками, мы кинули там рюкзаки и ждали наших водителей- один из них обещал забрать нас через час и пустить переночевать к себе домой.
Мы оставили рюкзаки, сходили на заправку за водой, вскипятили на горелке котелок, сварили суп и поужинали на пронзительном ветру. Когда мы поели, уже начало темнеть, было около 11 вечера. Вечер был очень холодным, думаю, не больше 10 градусов, с моря дул вечер. Мы не понимали, ждать ли нам нашего водителя, или он за нами не вернется.

Пока мы ждали его, я гуляла вдоль каменного забора, который виден на фотографии. Было странное настроение- с одной стороны, все устали от дороги, и радовало, что сегодня нас пустят переночевать в теплый дом, где есть душ, а завтра мы поедем домой, за 2000 км. А с другой стороны, было грустно, потому что путешествие заканчивается, осталась только обратная дорога.

И вот я стояла около этого каменного забора, смотрела на море, за спиной были флаги заправки, один из них виден на фотографии. Были сумерки, прямо передо мной был обрыв, дальше море, острова, а впереди никакого материка, на север- только белые медведи и крачки. С моря дул пронзительный ветер, я стояла в своем свитере грубой вязки, который продувался насквозь. над головой совершенно отчаянно кричали чайки, а за спиной на ветру развевались флаги, и их крепления стучали о металлический флагшток.

Так вот, этот звук флагов на ветру- это самое грустное и прекрасное, что я слышала за всю жизнь. В нем все было- и эта сиротливость, когда ты понимаешь, что ты такой маленький и одинокий, и тебя занесло куда-то совсем-совсем далеко, севернее некуда, и ты не знаешь, где тебе ночевать, и вернется ли твой водитель; и чувство свободы — ты захотел уехать на север, и ты просто взял и уехал. И вот ты стоишь на берегу фьорда, смотришь на серую воду, и это только ты и твои усилия — что ты добрался сюда. И вообще, весь дух путешествий был в этом звуке — флаги, развевающиеся на ветру на обочине шоссе. В нем был дух всех дорог — пройденных и тех, которые еще предстоит пройти.
И это было прекрасно. Я сняла фотографию, стоя у того забора, она ниже. И до сих пор, когда я смотрю на ту фотографию, а потом закрываю глаза, ощущаю порывы ветра, крики чаек и звон флагов, и я начинаю испытывать те же эмоции.

Я хотела бы вернуться туда… А может быть, наоборот, хотела бы уехать еще куда-нибудь дальше.

Для меня - самая живая фотография навсегда

Для меня — самая живая фотография навсегда

Резюме

Поездка получилась настолько запоминающейся, что даже спустя годы некоторые моменты вызывают массу эмоций и ностальгию. Если вы хотите прочувствовать атмосферу северных фьордов, искупаться в ледяном Норвежском море и побродить по улочкам старых шведских городов, чувствуя себя истинными бродягами, то ничего не бойтесь, пакуйте рюкзак и отправляйтесь в путь!

Единственное предупреждение: если не хотите попасть в стоп-лист Евросоюза, будьте осторожнее с законами. Нам повезло, у нас проблем не возникло, хотя мы рисковали, например, устраивая несанкционированные уличные представления и зарабатывая на них деньги. Так что не голосуйте в середине хайвея (будьте уверены, за вами в течение 10 минут приедет машина полицейских и заберет вас), аккуратно выбирайте места для палатки и уважайте законы страны, по которой путешествуете.

Для мотивации прикладываю несколько фотографий «из полей»:

Паромная переправа на одном из фьордов

Паромная переправа на одном из фьордов

Я купаюсь в Норвежском море

Я купаюсь в Норвежском море

 

На дороге встретили оленя

На дороге встретили оленя…

IMG_5841

…нарисовали его и подарили водителю в благодарность за то, что подвез и пригласил переночевать в его доме.

Небо за Полярным Кругом в 3 ночи

Небо за Полярным Кругом в 3 ночи

Друзья! Удачи в ваших путешествиях! Чувствуйте себя свободными, стремитесь туда, куда всегда мечтали и не бойтесь границ — их просто нет!